?

Log in

No account? Create an account
Агеев Вадим
Памятники татарской культуры в Касимовском районе: беглый обзор 
6th-Sep-2013 02:31 am
17 августа с.г. произвел небольшую вылазку в Касимовский район. Скоопирировшись с Рашидом Бултачеевым – лидером местной мусульманской общины – мы совершили вояж по татарским деревням. Посетили Собакино, Тонкачево, Ахматово, Подлипки, Барамыково с прилегающими к ним кладбищам.


Начали с Собакино. Нынче этого населенного пункта не существует и только плодовые деревья и строительный мусор в кустах напоминают о когда-то кипящей здесь жизни…
Кстати, по словам местных жителей, татарские населенные пункты ведут свое существование еще со времен Касимовского ханства (15-17 вв.). Во многих из них до революции имелись мечети. Мечеть была и в Собакино. Судя по «Списку населенных мест Российской империи. Рязанская губерния» в 1862 г. здесь уже была мечеть (на карте Менде за 1850 г. она не отмечена), а в том же издании за 1906 г. эта мечеть была обозначена как каменная. В архивах сохранилась фотография минарета этой мечети, сделанная Ишимбаевым лет 30-40 назад. Ориентировочно в 80е гг. село покинул последний житель.
В настоящее время нужно приложить усилия, чтобы найти эту мечеть. Сейчас она представляет собою фрагментарно сохранившейся каменный цоколь с россыпью кирпичей рядом; еще прослеживаются следы михрабной ниши. Поиск остатков мечети осложнен наличием густой растительности – рощицы над ними.
Немного сохранилось и от кладбища. Самые поздние могилы датируются 90ми гг. прошлого века (тогда село уже не существовало), а самое ранее обнаруженное нами – 1849 г. Вообще, только 2мя «современными» могилами и 3мя дореволюционными надгробными памятниками и ограничивается кладбище.

DSC_0948

DSC_0949

DSC_0954

Еще более печальную картину представляет кладбище соседнего Томкачева (кстати, тоже канувшего в Лету). Удалось найти лишь 3 фрагмента от надгробий с еле читаемым арабографичным текстом.

DSC_0955

DSC_0957

Следующим пунктом нашей поездки было кладбище «в поле», между Собакиным и Шегашановым. Вероятно, это кладбище было «приписано» исчезнувшей 50 лет назад деревни Казаково. Здесь обнаружилась одна относительно новая могила и несколько старых надгробий.
В Ахматово кладбище действующее и вместе со «свежими» захоронениями можно встретить и довольно старые (Рашид сообщил, что им были встречены 20е гг. 19го в.).

DSC_0962

После Ахматова поехали в Подлипки. Здесь сохранилась действующая деревянная мечеть 1880 г. постройки (по другим данным мечеть на этом месте существовала еще до 1862 г.).

DSC_0968

Посетили и действующее кладбище села. Здесь нашел свой последний покой один из последних дореволюционных духовных лидеров касимовских татар.

DSC_0981

Также здесь можно увидеть фундаменты склепов, аналогичных склепам на новом татарском кладбище в Касимове.

DSC_0984

Финальным пунктом нашей поездки стала деревенька Барамыково. Здесь мы встретили бабулю, которая сообщила, что живет в мечете, переделанной под жилой дом. Устроили ревизию. Действительно, на двери при входе в дом что-то написано на старотатарском, сама постройка ориентирована на юг. Но никаких следов михрабной ниши, как и минарета, обнаружено не было. Да и все остальные дома улицы ориентированы по линии север-юг. Вполне вероятно, что это мог быть просто молитвенный дом.

DSC_0993

DSC_0985

Завершили посещение Барамыкова визитом на татарское кладбище. Видимо, здесь уже не хоронят, старых надгробий сохранилось больше, чем на посещенных ранее кладбищах (за искл. Ахматово).

DSC_0997

DSC_1000

DSC_1010

DSC_1011

Вообще, татарские некрополи имеют контраст с русскими. Во-первых, они, как правило, расположены в рощицах или в лесочке. Это отмечал еще Усманов. Во-вторых, все кладбища имеют ровик, выполняющий как практическую функцию (сюда стекает вода), так и сакральную – отмечает границу некрополя. Да и погребальные традиции здесь иные, связанные с предписаниями Ислама: нельзя хоронить после захода солнца, приносить искусственные цветы, а также принимать пищу. Совершение намаза на кладбищах не допускается. В то же время проявляются и любопытные особенности. Например, нельзя находиться на кладбище после захода солнца, иначе могут доставить неприятности некие «злые духи». Еще любопытная деталь: если при рытье могильной ямы попалось предыдущее захоронение, то эти останки перезахораниваются на дно этой самой могильной ямы, при этом туда же опускается монета – «плата» за то, что потревожили.
Следует добавить, что при каждом татарском населенном пункте имеется свое кладбище.

В конце хочу поблагодарить Микиеля из д. Ахатово за хорошую компанию почти на всем протяжении нашего пути.
Comments 
19th-Jan-2015 08:30 am (UTC) - Благодарность
Спасибо, Вадим.
Вопрос один: сколько жителей и домов осталось в Барамыкове? У меня предки тестя из этой деревни (полагаем выехали в конце XVIII в.).
19th-Jan-2015 12:16 pm (UTC) - Re: Благодарность
Добрый день!
Домов около 20-ти. Но деревня еще жива. Правда, из жителей нам встретились лишь представители старшего поколения. Но это закономерное явление..
27th-Mar-2016 01:57 pm (UTC)
Результаты следующей "экспедиции" 2015 года изложены здесь: http://ageev-vadim.livejournal.com/3336.html В ходе нее вновь были посещены Собакино, Тонкачево и Казаково.
This page was loaded Nov 14th 2018, 3:46 pm GMT.